Слайд: с темой выступления, символом НСО, фотографией команды от НСО
Идеи о патриотическом воспитании от молодых педагогов Новосибирской области
Слайд – Патриотическое воспитание НСО в цифрах.
При подготовке выступления перед командой Новосибирской области возник трудный вопрос: “А какие практики, мероприятия могут выделить систему образования Новосибирской области на фоне других регионов РФ?”
Школы Новосибирской области действительно реализуют огромное количество мероприятий, направленных на патриотическое воспитание. Однако, их перечисление и описание не будет “откровением” для присутствующих педагогов.
Однако, патриотическое воспитание это не просто совокупность различных воспитательных мероприятий, это сложный педагогический процесс требующий аналитики и планирования, привлечения всех институтов общества.
Именно поэтому мы хотели сделать акцент на серьёзные вопросы в воспитательной работе, которые встают перед педагогами НСО. И, наверное, перед педагогами других регионов тоже.
Перейдем к практическим примерам: в новосибирской области в конце апреля 2022 года прошёл студенческий квиз. Обратите внимание на некоторые вопросы и попробуйте на них ответить:
Слайд с текстом вопроса
- В 2019 г. на специальную астрофизическую обсерваторию РАН был поставлен новый отражатель, на производство которого было потрачено 159 млн рублей. Но качество изображения оказалось хуже, чем при работе телескопа на старом отражателе, поэтому новый оказался бесполезным. Какое прозвище получил новый телескоп (аналогичное названию юмористической передачи). («Кривое зеркало»)
Слайд с текстом вопроса
- Как известно, созданная в 1922 году пионерская организация была полностью скопирована с американского движения скаутов. Заимствовано было и правило не держать руки в карманах при разговоре. Каким лозунгом объяснялся запрет держать руки в карманах? («Держащий руки в карманах не всегда готов!»)
Вы сейчас наверняка задаетесь вопросом: а при чем здесь патриотическое воспитание? Но давайте представим себе воспитательный результат таких вопросов.
Участник игры через некоторое время забудет содержание вопросов (как показывает практика уже через 3-4 часа школьники не могут точно воспроизвести заданных вопросов). А вот представление о событиях новейшей истории, негативное отношение к истории государства останется навсегда.
Слайд - “Когнитивный диссонанс - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.”
Рассинхронизация посылов больших воспитательных мероприятий и повседневных коммуникаций ребенка приводить к формированию “Когнитивного диссонанса”.
Социальная и информационная атмосфера заставляет жить ребенка в “самой прекрасной и богатой стране, с вековыми устоями и чудесным народом… но, пропитанной коррупцией, некомпетентностью, бюрократизмом, алкоголизмом и некачественной инфраструктурой.
Слайд - фотографии беседы с ребенком (не урок) и пед совета.
Патриотическое воспитание в Новосибирской области строится не только через мероприятия “прямой”, “фронтальной” направленности. Мы не забываем о воспитательной составляющей на уроках, при проведении коротких собраний и летучек, при простом повседневном общении с детьми. И, задавая им свои вопросы, всегда необходимо помнить о формировании позитивного информационного фона. И, если мы говорим о патриотическом воспитании, такой информационный фон должен способствовать формированию любви к родине в сердцах детей и чувства гордости за свою страну! И помнить об этом не менее важно, чем об образовательной составляющей самого вопроса или тезиса.
Слайд - фото с Технополиса
Так, например, в лицее «Технополис» р. п. Кольцово ежегодно проходит Битва хоров. Суть мероприятия: классом спеть и инсценировать песню, постараться сделать это лучше других. И никто из ребят не задумывается о том, что во время исполнения этих песен школа формирует в них чувство патриотизма, ведь, темы этих песен (например, в 2021-2022 учебном году) были: «О семье и обо мне», «О моей малой родине», «О победе в ВОВ». Абсолютно каждое школьное мероприятие, каждый разговор не может быть оторван от патриотических целей в воспитательной работе, даже когда на первый взгляд кажется, что к патриотическому воспитанию оно не имеет никакого отношения.
Все чаще молодые педагоги Новосибирской области начинают готовить не “фронтальные” патриотические мероприятия, а насыщать стандартные квизы, интеллектуальные игры, да и простые учебные задания вопросами показывающими успехи отечественной науки, богатую историю нашей родины, рассказывающих о выдающихся гражданах нашей страны!!!
Слайд - кто для тебя герой?
А прежде чем перейти к следующему вопросу доклада, предлагаю вам провести эксперимент! Закройте глаза и вспомните своих детских кумиров, людей чьим поведением, поступками вы гордились, хотели быть похожи на них. Вспомните их!
Активность: Короткий опрос зала - кто для них является героем (кумиром) - опрос покажет наличие микро героев или макро героев.
Слайд : 3 уровня кумиров: микромир, мезомир, макромир.
Важной составляющей частью социализации является кумиры, то есть люди к которым имеет смысл тянуться. Для гармоничной социализации личности кумиры должны быть на трех уровнях: в микромире, мезомире и макромире. Микромир - ближайшее окружение, где человек видит примеры среди друзей, родных и знакомых. Мезомир - региональный уровень, где он может равняться на титулованных и известных в области специалистов. Макромир - федеральный и даже мировой уровень, пространство телевизионных персонажей и гениальных деятелей, восхищение которыми заставляет выбирать жизненный путь.
Опыт работы показывает, что у молодежи есть герои микроуровня. Ребята с удовольствием ссылаются на пример своих родителей, рассказывают об удачах одноклассников, и материальных успехах знакомых.
Современные дети так же хорошо знакомы с кумирами макромира. Они так же с восторгом отзываются о героях федеральных телеканалах.
импровизация: здесь можно привести примеры ответы публики - они точно назовут макромир и немного микромир. указать им на отсутвие фигур мезомира!
Отсутствие героев промежуточного уровня (мезомира) порождает фрустрацию: между детьми и героями лежит непреодолимая яма (достичь такого уровня представляется невозможным). Такая фрустрация ведет даже к оттоку из региона в столицы или за границу. Вариант эмиграции серьезно обдумывается значительным числом молодых людей.
Выход из сложившейся ситуации: включение образов героев микромира и мезомира в патриотическое воспитание.
слайд : фотографии “Герой без галстука”!
Во многих школах НСО проходит мероприятие «Герой без галстука», когда приглашается интересных жителей города, родитель одного из ребят с целью рассказать его одноклассникам о нем и его профессии, провести простой мастер-класс, дать детям «попробовать» эту профессию на практике. Думаю, легко догадаться, с каким чувством гордости за своего папу или маму, за свою семью, выходит ребёнок с такого мероприятия, когда одноклассники с восторгом и восхищением отзываются о его родителе. Такие мероприятия помогают формировать героем микромира.
Слайд “Герои нашего двора”
в Новосибирской области успешно реализуется программа “Герои с нашего двора”. Этот проект направлен на знакомства жителей региона с выдающимися гражданами Новосибирской области (это могут быть спортсмены, военные, деятели искусства). Так на слайде вы видете фотографии баннеров с изображением юных спортсменов и команд-победителей, добившихся наилучших результатов в своем виде спорта - это стимул для своих соратников и мотивация для сверстников.
Слайд “Правнуки победы говорят” и аллея учителя
Не так давно прошло празднование Дня Великой Победы! В одной из школ Новосибирского района запустили онлайн проект «Правнуки победы говорят». Дети собрали информацию о ветеранах, проживавших на территории своего посёлка, и записали о них видеоролики в едином стиле. В центре Новосибирска есть аллея Учителя, где размещены баннеры с героями СССР-учителями, воевавшими в ВОВ.
Безусловно, когда герои мезомира всегда находятся в поле зрения подрастающего поколения, говорить патриотизме, о чувстве любви к малой родине, к своему региону становится проще, ведь, мы опираемся на живые примеры.
Слайд: какие профессии выбирают современные школьники?
И прежде чем мы обсудим следующую тему. Прошу помочь мне ответить на вопрос: какие профессии хотят освоить современные школьники?
активность: называют професси - составляет топ 5 из названых профессий (как правило они окажуться “гуманитарными”)
Слайд: ТОП 5 выбора профессий ВЦИОМ
Перед педагогами также встаёт проблема ориентированности детей на рабочие профессии. По исследованию ВЦИОМ , которое проходило в апреле 2021 года, самые популярные профессии, выбираемые учащимися 7-11 классов, это финансист, государственный служащий и видео-блоггер. Даже сфера IT, которой сегодня эксперты рынка труда прочат большие перспективы, привлекает лишь 10% современных старшеклассников.
И опять вопрос: а при чем здесь патриотическое воспитание, когда проблема-то напрямую связана исключительно с профориентацией?
Но, как уже было сказано, патриотическим воспитанием пронизано практически всё, и эту проблему мы тоже можем решить, проводя мероприятия, формирующие чувство гордости и любви к своей семье, к малой родине.
В лицее Технополис в настоящее время реализуется программа CityPro, которая предусматривает оказание практической помощи обучающимся в определении своей будущей профессии за счет создания особых психолого-педагогических условий и реализации комплекса профориентационных мероприятий на всех уровнях образования.
Научная инфраструктура р. п. Кольцово продолжает активно развиваться, что вызывает потребность в высококвалифицированных кадрах определенного профиля.
В настоящее время Кольцово участвует в подготовке главного и самого дорогого проекта в программе «Академгородок 2.0» - СКИФ, источника синхротронного излучения четвертого поколения.
Эффективность проекта обеспечивается за счет реализации четырех программ, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели:
1. CityPro Teachers (от англ. «teacher» – учитель).
2. CityPro Parents (от англ. «parent» – родитель).
3. CityPro Students (от англ. «student» – ученик).
4. CityPro Partners (от англ. «partner» – партнер).
Проект CityPro - это новая тенденция в сфере образования наукограда. Все изменения и нововведения в этой сфере будут направлены на уменьшение оттока молодежи и привлечение молодых специалистов в научно-производственные и другие организации. Для этого необходимо создавать условия для подготовки кадров всех необходимых специальностей в самом наукограде.