Якушева
Виктория Юрьевна,
учитель английского языка
МБОУ "Лицей Технополис"
Новости

Дети и мобильный телефон

 

Дети и мобильный телефон

Автор: Савченко Игорь Анатольевич. Психолог, кандидат психологических наук, директор по развитию АНО ДО Образовательный Холдинг-Лаборатория «Global-NPD», почетный работник общего образования РФ, лауреат ВВЦ в области образования,  действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Мы живем в постоянно меняющемся мире. Развивается наука, совершенствуются техника и технологии, вокруг постоянно происходит множество самых разных событий. В результате лавинообразно растет количество вырабатываемой, передаваемой и получаемой информации. Для того чтобы принимать оперативные решения, быть в курсе меняющейся информации, людям необходимы средства связи. Для этого были придуманы радио, телевидение, телефон, Интернет. Однако кроме работы человеку необходим и отдых, поэтому люди быстро приспособили технические новшества и для развлечений. А раз появились развлечения, к средствам передачи информации стали приобщать и детей. По радио и телевидению стали транслировать детские передачи, а потом создали и целые детские каналы; телефон (в его мобильном исполнении) и Интернет уже невозможно представить без игр.

Сегодня желание ребенка иметь собственный мобильный телефон, причем, предпочтительнее смартфон в максимально «продвинутой» версии, продиктовано именно возможностью снимать фото и видео, играть в самые современные игры. У родителей, конечно, совсем другой взгляд на возможности мобильного телефона. Им гораздо важнее, что, отправляя ребенка на улицу или в школу, они могут меньше беспокоиться, поскольку с ним можно связаться в любое время по своей или по его инициативе. А если ребенок — уже подросток, свободно обращающийся с различными гаджетами, ему телефон напомнит о важном событии, даст ответ почти на любой интересующий вопрос или подскажет дорогу, если он заблудился.

С другой стороны, в средствах массовой информации то и дело появляются статьи о вреде мобильных телефонов — они портят зрение, слух, производят опасное излучение. Учителя сообщают, что мобильники отвлекают учеников на уроках, причем, как самих обладателей девайса, так и окружающих детей.

Как быть? Покупать ребенку телефон или нет? Если да, то какой телефон и в каком возрасте?

Посмотрим, что пишут на эту тему психологи.

Начнем с достоинств мобильных телефонов и мобильной связи.

Прежде всего психологи отмечают, что сотовый телефон дает возможность лучше контролировать своего ребенка. Теперь уже не нужно пить валерьянку, если сын или дочь опаздывает с прогулки. Достаточно или позвонить ему (ей), или отправить грозное СМС, или даже отследить координаты с помощью специального приложения.

Сам ребенок также может позвонить родителям и сообщить о каких-то возникших проблемах — о том, что он упал, ударился или его кто-то обидел. Практически каждый телефон снабжен камерой и диктофоном, так что ребенок может даже записать обидчика на диктофон или видео. Конечно, нужно предупредить, что не стоит делать записи демонстративно, чтобы мобильник не разбили или не отобрали.

Каждый телефон имеет функции часов, будильника, календаря, ведения различных заметок. Их использование позволяет ребенку следить за временем, планировать события, устанавливать напоминания. Если ребенок рассеян, родители сами могут установить ему напоминания о разных событиях и быть относительно спокойными по поводу того, что он не пропустит что-то важное. Правда, нужно еще договориться, чтобы он реагировал на напоминающие сигналы, или хотя бы периодически заглядывал в телефон.

Практически все мобильные аппараты поддерживают соединение с Интернетом. Это значит, что в распоряжении ребенка постоянно имеются географические карты, поисковые и справочные системы. Конечно, для того чтобы воспользоваться ими, ребенок должен неплохо разбираться в программном обеспечении своего устройства и управлять им, то есть эти функции, скорее всего, могут быть доступны подросткам и детям более старшего возраста.

Одна из важнейших потребностей человека — потребность в общении. Умение общаться — важно для каждого человека, но особенно оно важно для детей. Для начала общения нужен повод (как начать разговор?) и предмет (о чем говорить?). Мобильный телефон легко предоставляет и повод, и предмет. Начать разговор со сверстниками можно с демонстрации своего телефона и его возможностей, их же можно и обсуждать — внешний вид телефона и его технические возможности имеют большое значение для подростков. Можно попросить посмотреть телефон у товарища или даже попросить позвонить. Некоторые специалисты-психологи считают, что в таком качестве — в качестве стимулятора и организатора общения, мобильные телефоны могут поспорить с сигаретами. Ведь известно, что курить многие подростки начинают именно из-за того, что не знают, как подойти и познакомиться, как начать разговор, о чем говорить, что обсуждать. Теперь им не требуется использовать для этого сигареты, их запросто может заменить мобильник.

Важным качеством, которое все родители стараются воспитать у своих детей, является ответственность. Сотовый телефон может внести свой вклад в воспитание этого важного качества. Устройство это довольно дорогое, каждый день покупать его невозможно, поэтому мобильный телефон становится одной из первых дорогих вещей, которые доверяют ребенку и которую он должен беречь. Именно поэтому не стоит сразу же покупать новый мобильный, если ребенок свой потерял или где-то забыл. Дайте время осознать случившееся и принять решение в следующий раз быть более ответственным.

Наблюдения за тем, как ребенок использует свой мобильник, могут оказаться полезными для планирования «воспитательной работы». Постарайтесь развить в жизни своего сына или дочери то, чего в ней не хватает. Сутками играет в игры? Найдите им интересную замену. Увлекается музыкой? Купите билет на концерт любимого исполнителя. Тратит много времени на СМС-переписку? Разрешите приводить друзей домой. Реализуйте все то же самое, но в безопасной (и реальной!) домашней обстановке.

Теперь обсудим отрицательные моменты, которые порождает наличие у ребенка мобильного телефона. Я не буду останавливаться на вреде, который такой телефон может нанести здоровью (высокочастотное излучение, повреждение слуха при использовании наушников на большой громкости, нарушение зрения из-за чрезмерной яркости экрана и мелких букв и др.) — об этом лучше почитать у медиков. В этой статье обсудим психологические «минусы», связанные с использованием мобильных телефонов.

Возможность постоянного и удобного использования мобильного телефона — доступность игр, легкость получения любой информации, возможность в любой момент пообщаться с друзьями и др., — довольно быстро формирует у многих детей зависимость и делает устройство их постоянным спутником. Проходит сравнительно короткое время после покупки гаджета, и ребенок начинает есть, спать, ходить в душ и туалет со своим телефоном. Иногда эта зависимость становится уж слишком явной, навязчивой и тогда не обойтись без визита к психотерапевту. К настоящему времени, уже разработаны и с успехом применяются методики коррекции такой зависимости, но лучше все-таки не доводить привязанность ребенка к электронике до такой степени.

Второй «минус» мобильника, связанный с первым, скорее экономический, чем психологический. Не умея вовремя остановиться, пребывая долгое время в Интернете, играя в сетевые игры, ребенок наносит серьезный материальный ущерб семье — пребывание в Сети стоит достаточно дорого. Заказ гороскопа, анекдота, новой картинки, игры или мелодии — тоже недешевое удовольствие. Ну и доброжелательным взаимоотношениям в семье такое поведение сына или дочери явно не способствует. Можно заказать у провайдера детализацию счета, а затем обсудить ее с ребенком. Часто он и сам не знает, на что расходуются основные средства с телефона. Только не нужно делать распечатку счета поводом для скандалов и репрессий — этим вы только заставите чадо лучше шифроваться и скрывать от вас все, что только можно скрыть.

Общение, о котором мы говорили выше, это, конечно, хорошо. Но все же демонстрация телефона другим детям, хвастовство современным дорогим прибором может приводить и к нежелательным последствиям. Телефон могут украсть, отнять, сломать и т. д. И он станет поводом для разбирательств, конфликтов, скандалов, огорчений и стрессов.

Еще один риск, который возникает из-за телефона, связан с моментами, когда ребенок разговаривает или слушает музыку через наушники. В это время внимание ребенка направлено на звук из телефона и он плохо слышит, что происходит вокруг. Возникает риск не услышать приближающуюся машину.

Многие специалисты в качестве одного из рисков называют то, что у родителей с появлением у ребенка телефона резко снижается возможность контролировать информацию, которую он получает. На телефон могут приходить и рекламные СМС, и ссылки с предложением посетить сайты для взрослых и др. Родители не всегда могут знать об этом и вовремя уберечь сына или дочь от не предназначенной для них информации.

Мобильный телефон — мощный «поглотитель времени». Звонки друзьям, написание СМС, игры, путешествия по Сети и др., отнимают массу времени, которое могло бы быть посвящено выполнению уроков, прогулкам, чтению книг, занятиям спортом и многим другим полезным делам.

Отдельно стоит сказать несколько слов на тему «мобильные телефоны и учеба». Каждый учитель скажет, что телефоны мешают учебе, отвлекают ребенка, провоцируют ухудшение учебы у подростков, поскольку некоторые из них рассчитывают найти нужную информацию во время урока в Сети, вместо того чтобы учить уроки дома. В некоторых классах учителя договариваются с родителями и детьми, что на время урока дети будут сдавать телефоны. Некоторые школы включают требование сдавать телефон на время урока в свои «Правила поведения в школе», утверждаемые на попечительском совете. Тем не менее, ушлые производители детских аксессуаров уже предусматривают в детских рюкзаках, ранцах, портфелях специальные кармашки для мобильных телефонов.

Как видим, имеются свои плюсы и свои минусы в том, что у ребенка есть свой телефон. Окончательное решение покупать или не покупать мобильник сыну или дочери родителям приходится принимать самостоятельно. Вот несколько рекомендаций на эту тему.

Детям до 7 лет покупать телефон не следует — вред, который он может нанести ребенку и в психологическом, и, особенно, в медицинском плане, перевешивает любую возможную пользу.

В 7 лет, когда ребенок начинает посещать школу, возможность связаться с ним выходит для родителей на первый план. Да и сам ребенок к этому возрасту уже понимает, что телефон — вещь дорогая и относиться к нему нужно серьезно. Специалисты считают, что в этом возрасте купить ребенку телефон можно, если родители считают, что в этом действительно есть необходимость, но только самый простой, для связи, без возможности выхода в Интернет, при этом легким и ударопрочным. Нужно помнить, что дети этого возраста любознательны и всю информацию, от которой родители хотели бы их уберечь, они легко найдут с помощью телефона.

Подросткам от 12 лет и старше можно купить мобильный телефон и посерьезнее, однако сопроводив покупку короткой, но убедительной лекцией о возможном вреде подобных электронных устройств.

В заключение хотелось бы отметить: мы живем в эпоху развитых технологий, и стараться оградить ребенка от современных технологических новинок — неправильное решение. Но и слишком увлекаться ими, пожалуй, не стоит. Постарайтесь определить для себя и своего ребенка «золотую середину» — польза от мобильного должна, как минимум, перекрывать вред, который он может нанести.